Oct. 14th, 2009

akuklev: (Default)
В течение одного дня сконцентрировано я могу заниматься как максимум одним делом. После перемены рода деятельности пропадает концентрация и приходится продираться сквозь посторонние мысли и отсутствие мотивации. Именно поэтому я не люблю фиксированное обеденное время, общественный транспорт, вынужденные физические нагрузки (в частности, велосипед как дневной транспорт!) и бюрократов.

Обеденное время — потому что если уж повезло (это ещё и далеко не каждый день бывает!) что можешь нормально работать, прерывать это дело — преступление. После обеда как минимум в 50% случаев концентрация будет безвозвратно утеряна. Особенно, если обедать нужно ехать на велосипеде и быстро: разомнёшься физически — не меньше получаса будешь приходить в приемлемую ментальную форму. Общественный транспорт = шум + какие-то побочные впечатления. Тоже сбивает концентрацию. Про бюрократов и так понятно: зайти к ним нужно всего на 10 минут, но если прибавить дорогу туда и обратно + очередь, то день почти наверняка на половину теряется.

Идеальный режим работы: просыпаешься без будильника, когда хочешь. Садишься в машину, едешь в институт, какао, свежая газетка, 6-8 часов работы с бутербродами по надобности, а потом уже можно и домой поехать/поехать развлекаться + где-то раз в неделю устраивать ночные запойные сессии работы на 10-15 часов.

Есть ли среди читателей люди, которые могут успеть сделать за день более чем одно дело, требующее вдумчивости и концентрации? Или например волшебницы/ки, которые могут плодотворно работать, даже разбив день на куски посещением магазина?
akuklev: (Default)
Одним из интересных психологических феноменов является состояние лихорадки. Лихорадочное состояние знакомо каждому, у кого бывала высокая температура. Я бы охарактеризовал его следующими признаками:
— размытость времени (не помню, вчера я ходил в магазин или позавчера?);
— размытая граница действительности (я тебе звонил или только собирался позвонить? Или это вообще во сне было?);
— ухудшенная оперативная память (тяжело держать нечто в голове);
— нарушение временной связности сознания (это вчера как-бы был не я, а немного другой человек);
— бред в той или иной мере: от незначительных несвязных мыслей время от времени до полноценного бреда.

Возможно, лихорадочное состояние — это просто состояние сильного перевозбуждения. (Специалисты есть?)
Лихорадочное состояние может быть полезно при мозговом штурме (фантазия лучше работает) проблемы, но катастрофически мешает в моих основных видах работы. Мало того, что в этом состоянии очень сложно провести доказательство-многоходовку или целиком удерживать в голове многокомпонентную систему, так ещё и с мотивацией проблемы. В лихорадочном состоянии хочется чего угодно, только не работать. Перекидываться с одной идеи на другую, пробегая по верхам — пожалуйста, а вот поработать вглубь — хрен.

Не знаю, как у кого, но у меня лихорадочное состояние с детства случалось не только от температуры, но и от того, что я перекупался, переобщался или перегулял. Приличное количество лет я прожил в относительном мире с собой. Однако, в течение последних полутора лет одно за другим вскрылись серьёзные внутренние несоответствия, и с тех пор я не живу в мире с собой. С этих же самых пор слегка лихорадочное состояние не покидает меня почти никогда. Вот я всё думаю — не начать ли мне кушать мне против этого каких-нибудь добрых таблеток? А то полжизни проходит как-то бессознательно, да и работать трудно.

NB: Кстати, есть одно место, где весь дискомфорт проходит, связь с реальностью восстанавливается, а мышление делается кристально прозрачным: пассажирске сидение машины Максима во время дальних поездок. :-)
akuklev: (Default)
Я раньше себе не отдавал в этом отчёта, но факт в том, что одна из основных моих черт — крайняя мелочность по части ожидания благодарности. Насколько бы простую мелочь для какого-то человека я не делал, я всегда ожидаю благодарности. То есть просто слова «спасибо» или любого другого выражения признательности. Если я его не встречаю, я где-то в глубине обижаюсь и рано или поздно это всплывает. (Разумеется, эта мелочность имеет и обратную сторону — сам я весьма щепетилен по части выражения признательности.)

Это вовсе не значит, что любое действие по отношению к другому человеку обусловлено жаждой благодарности: например, когда отдаёшь вишенку с тортика, очевидно причина может быть только одна — приятно сделать другому человеку приятно. Однако если человек не ответит жестом признательности (например, улыбкой показав, что ему приятно), почему-то становится неприятно, словно не вишенку съели, а откусили кусок тебя.

Эта штука — она какая-то очень фундаментальная. Ежели мне вместо «ты не мог бы?» говорят «ты обязан», я впадаю в бешенство и после этого пару раз произносил такие грубости и низости, о существовании которых в своей голове прежде просто не подозревал.

Я кстати и сознательно свято уверен в том, что никто ничего никому не обязан, если только не брал денег в долг или предоплаты за работу. Соответственно, за исключением этих двух* указанных случаев, никто не имеет права у меня что-либо требовать. Есть масса вещей, которые я сам себя чувствую обязанным делать, но это моё дело. Даже если я никогда не воспользуюсь возможностью не сделать, мне почему-то психологически фундаментально важна эта возможность (видимо, подсознание слишком любит отращивать самомнение на тему «вот какой я хороший, мог бы мимо пройти, но не прошел»). А рассказывать мне, что я обязан — это бесцеремонное вторжение.

Следствием указанного свойства является моя крайне хорошая память на тему того, что, когда, и в какой мере я сделал хорошего разным людям. Я знаю, это нехорошо, но что тут сделаешь.

P.S. Вышеописанная штука приводит к особенно разрушительным последствиям, когда входит в конфликт с симпатией и/или внутренним ощущением обязательств. Разумеется, если человек хоть единожды существенно задел отсутствием признательности, абсолютно не хочется делать для него что-то в дальнейшем. Это с одной стороны. А с другой стороны может оказаться, что хочешь и/или чувствуешь себя обязанным помогать ему по мере сил. В результате в голове образуется взрывоопасная смесь. А потом взрывается.

Upd: * трёх. Ещё человек обязан что-то делать, если это обещал. (Парадоксально, но в этом случае я отчего-то тоже ожидаю признательности.) Увы, обещания — могучий источник недопониманий. Пару лет назад договорились мы с товарищем встретить другого товарища с большой поклажей на вокзале. Только я посчитал само собой разумеющимся, что под «встретить» понимается в том числе помочь донести поклажу (я думаю, каждый человек из России так бы и понял), а немецкий товарищ совершенно не учитывал этой пресуппозиции и люто удивился, когда ему предложили понести один из тюков. На деле же я чаще оказывался именно на месте немецкого товарища.
akuklev: (Default)
“Понятие честности толкуется значительно шире — от некоторого надувательства и умолчания до полного освещения крупного вопроса, но только с одной стороны.”
— М. М. Жванецкий, XX век
Page generated Sep. 27th, 2025 09:57 pm
Powered by Dreamwidth Studios