Посидели душевно, начали, как водится, о девушках. Михаэль припомнил, как я ему утром рассказывал о размерности, а Фабиан шел с двумя дамами и просил математический таймаут. Разумеется, таймаута он не получил, а получил козыряние размером
генит мозга со стороны нас с Михаэлем. Как можно пропустить такую возможность, когда одна из девушек, заслышав «фрактал», «размерность» и «меру» не убегает в неизвестном направлении, а вслушивается? :-)
И тут наш разговор про девушек закончился, а про фракталы начался. К вину и сыру добавилилсь два карандаша и блок листов А4, в свечи сменились на лампу.
Мы взялись рисовать кривую, которая считает «количество точек» (длину в данном случае) в множестве Кантора на удалении r от нуля. И получилась у Михаэля херня какая-то. Не похожа эта кривая ни на параболу, гиперболу, а похожа, паскуда, на ноль. Длина множества кантора-то нулевая. И стал я думать, что же с нею сделать.
И тут обнаружилось, что с каждой уточняющей итерацией длина становится на треть короче. Т.е. на 2/3 умножается. Я взял и просто нормировал эту функцию так, чтобы при каждой итерации получался один и тот же максимум. Получилась та самая кривая из соседней задачи. А ещё получилось, что вот это вот число для нормировки: 2/3 — это единственное, при котором получается не ноль и не бесконечность.
Мы пораскинули мозгами и тут же решили, что это и есть размерность канторова множества. Потом глянули в Википедии и выяснилось, что были мы на очень правильном пути. Размерность Хаусдорфа канторового множества, правда, не 2/3, а ln(2)/ln(3), но идея была верная.
Поигравшись с другими фракталами и определениями размерности, мы решили снова перейти к теме девушек и пошли на вечеринку в кафетерий Матфака. :)
